Президент Тамбовской Областной Федерации Киокусин Каратэ KWF
Президент Тамбовской Областной Федерации Ju-Jutsu
Президент клуба 'Сакура'
Шихан Бондаренко С.В.
В спорт – с шести лет! Когда дошколята занимаются единоборствами, они легче привыкают к школе и лучше учатся!
В спорт – с шести лет
Когда дошколята занимаются единоборствами, они легче привыкают к школе и лучше учатся
На тему этого материала натолкнул всего один эпизод в разговоре с президентом спортивного клуба единоборств «Сакура», президентом Тамбовской областной общественной организации «Спортивная федерация джиу-джитсу», председателем Тамбовской местной общественной организации «Федерация Киокусинкай каратэ» (Городская федерация Киокусинкай каратэ), членом президиума ТРСОО «Федерация Киокусинкай», членом президиума Тамбовской областной федерации Кекусин-кан каратэ, тренером высшей категории Сергеем Бондаренко.
- Представляешь, - несколько дней назад рассказал он мне, - недавно звонит мне женщина и говорит: «Я с Первомайского района. Долго искала, куда отдать ребенка для занятий спортом, смотрела в Интернете, и вот вышла на вас. Слежу за вами по разным источникам и хочу отдать ребенка именно к вам. А можно к вам возить? Ребенок – девочка, семь лет». – «Но вы же с Первомайского района. Вы понимаете, что это как минимум полтора часа на машине только в одну сторону? Вы готовы к этому?» - «Да, я хочу отдать ребенка в профессиональную секцию с глубоким подходом, и поэтому - именно к вам». И тут звучит сакраментальный вопрос: «А это денег стоит?» Я ей ответил так: «Даже если бы это и стоило денег, для вас бы это было минимум бесплатно». Она искренне удивилась: «Почему это?» - «Да вы за месяц поездок больше трех тысяч потратите только на бензин. И вы говорите, что с вас кто-то спросит добровольную помощь в сотню рублей? Это нам нужно будет вам доплачивать за то, что вы так стремитесь вкладывать в своего ребенка. Дети – это национальное достояние». Такой вот интересный разговор приключился.
Этот небольшой эпизод заставляет задуматься – что же двигает (или должно двигать) родителями, которые стремятся отдать своего ребенка в спортивную секцию перед школой? Как оказывается, тут возникает целый ряд вопросов и достаточно серьезных проблем, которые требуют разъяснения. И здесь опыт Сергея Бондаренко, тренера с более чем двадцатилетней практикой, неоценим:
- Из моего личного опыта могу сказать, что все дети предшкольного возраста делятся на несколько категорий. Первая – это те, кто был в общественной группе, то есть в детском саду. Они привыкли к коллективности. Кроме них, есть группа ребят, которые не были в детском саду. Из них, может быть, процентов десять тех, у кого была няня, у остальных – бабушки и дедушки. Два-три ребенка во дворе – максимум, кого они знают.
И еще одна категория детей – это те, кто менял детские сады, переезжал из региона в регион. Согласитесь, что если ребенка привели в детсадовскую группу и он три года с одним и теми же детишками рос – это одно. А если его постоянно переводили из одного детсада в другой, если он с родителям переезжал из города в город – это уже совсем другое. У таких ребятишек есть необходимая психологическая практика изменения группы.
Командный подход
Почему мы так подробно об этом говорим? По словам Сергея Бондаренко, профессиональный инструктор в системе единоборств, принимая к себе в группу маленького мальчика или девочку, всегда учитывает подобные вещи. И здесь неизбежно возникает вопрос: а надо ли ребенку шести-семи лет вообще заниматься единоборствами?
- Когда меня об этом спрашивают, я всегда говорю о том, что очень важно привести ребенка в секцию за год школы, - делится своим опытом Сергей Бондаренко. – И неважно, девочка это или мальчик. И тех, и у других есть свои резоны, чтобы заниматься.
При этом, по мнению специалиста, есть общие основания для всех, чтобы приучать их к занятиям единоборствами. Так что же такие занятия дают?
В группе, в которой дети начинают свою спортивную жизнь, они привыкают к командности и к новым, незнакомым для себя лицам. Новые лица есть и в детском саду. Но в детсадовской группе между ребятами нет большой разницы в возрасте. Если же малыш попадает в спортивную группу, то рядом с ним, шестилетним, может заниматься восьмилетний мальчик, который уже ходит в школу. А в таком возрасте разница в два года – это настоящая пропасть, преодолевая которую, ребенок многому учится.
- В рамках таких занятий дошколята привыкают к групповому, коллективному действию, - говорит Сергей Бондаренко. - А какие действия важны в единоборствах? Во-первых, это взаимоуважение, во-вторых, разновозрастное физическое соприкосновение, применение воздействия, методов борьбы. Когда ребенок приходит в школу в семь лет и встречает в коридоре или на лестничной клетке мальчика, который на два года его старше, для него это определенная проблема. Тот его толкнул – для первоклассника это уже стресс. Привыкая в спортивной группе к подобным вещам, адаптируясь к разным возрастам, ребенок при попадании в школу подобные стрессы переносит намного легче.
Стресс - микро, проблемы - макро
Каждый в своей жизни сталкивался с тем, что в любом детском коллективе обязательно есть маленький задира, который вскоре находит для себя жертвы – спокойных, культурных малышей. Хорошо, если на определенном этапе родители заметят, что с их чадом происходит что-то неладное. Кроме того, в ситуации может вовремя разобраться учитель или школьный психолог. Однако, что бы ни произошло, микростресса у ребенка, которого постоянно задирает такой мини-хулиган, не избежать. Некоторые психологи говорят о том, что это и хорошо. Но как семилетний малыш будет выходить из такого микростресса? Ведь первый год в школе закладывает платформу на все одиннадцать лет. Конечно, в этом случае опыт занятий единоборствами неоценим.
- Для ребенка легкое давление, преодоление стрессовых ситуаций, который он испытывает во время занятий в нашем клубе, приводит к тому, что он приходит в школу сильным и крепким, - рассказывает Сергей Бондаренко. – Такие мальчики и девочки знают, что этот хулиган, который обязательно встречается в классе даже при равных условиях, не нанесет им физического урона, а дети очень этого боятся. В рамках тренировочного процесса мы часто меняем коллективы, проводим совместные тренировки с другими группами. Нашим воспитанникам часто приходится вставать в пару с совершенно незнакомыми ребятами, и они привыкают к новым лицам. Для них столкнуться с чужим человеком – уже не проблема. И если нашего мальчика неизвестный паренек поплотнее толкнул в школе, для него в этом нет ничего страшного. Он не боится на другой день идти на занятия.
Тренер в ответе за все
Еще один момент, который необходимо знать родителям, - занятия единоборствами приучают ребенка к концентрации внимания, к тому, что он обязан слушать старшего, а не отвлекаться на тычки со сверстниками.
- В базовом комплексе обучения огромную роль играют взаимоуважение, этикет, уважение к старшим, - объясняет Сергей Бондаренко. - Мы часто их в этом проверяем. Как это происходит? Конец тренировки. Сажаем группу. «Дети, кто вчера помогал маме, поднимите руку». Не поверите – из двадцати руку поднимают двое. Иногда трое. Двое при этом обманывают. «Ты помогал маме? А что ты делал?» Ребенок задумывается. И начинается разговор, который слышат все. После того, как выясняем, как эти трое помогли родителям, все остальные – на кулачки, сделали пять отжиманий. Здесь важен сам принцип, что их наказали, что есть кто-то лучший, а они все стремятся быть лучшими.
В практике работы клуба таких элементов воспитания очень много. Например: «Когда ты в последний раз звонил бабушке или дедушке?», «Здороваешься ли ты, когда с тобой здоровается старший?» Вот оно, настоящее возвращение к корням, воспитание уважения к взрослым. Причем времени на это нужно минимум - несколько минут на тренировке. Важен сам подход.
Так в поле зрения тренера попадают вещи, которыми, на первый взгляд, ему бы и заниматься ни к чему. Включая подготовку уроков. Но здесь мелочей не бывает. Ведь речь идет не просто о занятиях спортом – о воспитании нового человека.
- У меня были случаи, когда ребенок по три месяца сидел на тренировках, уцепившись за бабушку, и ничего не делал, его оторвать было нельзя. Один мальчик месяца четыре плакал, и никак его было не заставить заниматься, - вспоминает Сергей Бондаренко. - Прошел год, который он ходил к нам перед школой – вы бы видели его потом. К любому взрослому: «А вы кто? Вы зачем к нам в зал пришли?» Он стал другим ребенком. Общительным и при этом усидчивым. Единоборства ведь требуют очень умных детей. Тренировки приучают к умению сосредотачиваться, концентрироваться на поставленной задаче. Чего и требует педагог в школе.
На общественных началах
У кого-то может возникнуть вопрос – а почему обязательно единоборства-то? Согласен – можно было бы и в любую другую секцию отдать. Вот только не берут их туда – шестилетки возрастом не вышли. Выражаясь умным взрослым языком, формирование спортивных групп в спортшколе имеет определенные возрастные ограничения. И почти во всех детско-юношеских спортивных школах это ограничение примерно восьмилетним возрастом. Как результат, шестилетнего ребенка практически невозможно провести по линии спортшколы. А все дело в том, что в этом возрасте ребенку нельзя присвоить спортивный разряд. И тренеру нет большого смысла с ним заниматься: нет возможности присвоить спортивный разряд - у тренера зарплата не растет, у него интереса к такому ребенку нет.
В рамках же клуба, который возглавляет Сергей Бондаренко, вся работы проводится на общественных началах:
- Спорт для нас – это хобби. У всех тренеров клуба есть постоянное место работы, так что зарабатывание денег на спорте для нас – не цель. Мы – фанаты единоборств и отдаемся этому полностью. Это определенный мир, в котором мы живем сами и приглашаем туда других людей, прежде всего, детей. Ведь дети в шесть лет все видят и понимают. Если к ним подходить формально, то можно в них убить всякий интерес. А мы зажигаем их огнем любви к спорту, и это очень важно.
Константин САЖНЕВ
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.