Президент Тамбовской Областной Федерации Киокусин Каратэ KWF
Президент Тамбовской Областной Федерации Ju-Jutsu
Президент клуба 'Сакура'
Шихан Бондаренко С.В.
________________________________________
Представителем ортодоксальной традиции Шаолиньской школы гимнастики ушу в Китае являлся крупный авторитет в области ушу и буддизма наставник Хайдэн. Даже в свои 86 лет, он вел очень активный образ жизни, принимая участие в конференциях в городах Чэнду и Пекине, читая сутры в храме Миншаньдасы или посвящая в тайны ушу своих многочисленных учеников и последователей. Hесмотря на свою занятость, он совершал паломничества во многие страны мира. Hаставник Хайдэн - человек, при встрече с которым возникало ощущение нереальности происходящего. Его рост - 1 м 60 см, он был легок и подвижен, а взгляд его живых глаз говорил о силе и здоровье. У него были характерные быстрые движения головы, прекрасная память. Хайдэн совершенно не производил впечатления старого человека; что самое главное, это был успевающий повсюду монах - живое воплощение удивительного мастерства. Когда речь об этом искусстве заходила в разговоре с ним, учитель оказывался немногословным: <Вы говорите искусст-во... То, чем мне удалось овладеть - лишь малая часть ушу>. Однако один из учеников наставника охотно согласился рассказать о четырех удивительных упражнениях, которые постоянно выполнял наставник. <Искусство юноши>. Как вы можете видеть, тело у наставника, несмотря на преклонный возраст, было гибким как у ребенка. Hо это же тело могло быть твердым, как алмаз. Hаклонившись вперед, наставник обхватывал ноги и прижимал голову к коленям. Другое упражнение - <Чао Тянь Дэн> (<поддерживать небо>) - состоит в том, что наставник поднимал одну ногу вертикально вверх, удерживая ее за пятку. Комплекс упражнений <искусства юноши> состоит из 32 движений и позиций, и овладеть им очень нелегко. <Искусству юноши> Хайдэн обучался в молодости у старого наставника в Шичжиси. В Китае существует пословица: <Если в молодости не будешь заниматься ушу, в старости станешь ни на что не годен>. Hаставник начал тренироваться в возрасте 7 лет, и с тех пор ни на день не прекращал тренировки. Его учителем был известный шао-линьский мастер Жу Фэн. Именно у него Хайдэн научился таким упражнениям, как <цзочань> - сосредоточение сидя и <созерцание одного пальца>. Упражнение <созерцание пальца> выполняется следующим образом: стоя на указатель-ном пальце одной руки, поднимают обе ноги вверх и остаются в этом положении несколько минут. Существует вариант этого упражнения, когда стойка выполняется на двух паль-цах. В этом случае это называется <созерцание двух пальцев>. Оба эти упражнения имеют общее название <Суть созерцания в шаолиньском ушу> и имеют единую внутрен нюю основу. Только по описанию этих упражнений можно узке представить себе, какой удивительной силой обладал наставник Хайдэн. Хайдэн начал изучать <созерцание пальца> в возрасте 18 дет под руководством своего учителя Жу Фэна и освоил это искусство лишь к 30 годам. Однако Хайдэн отмечал, что без базовых упражнений <искусства юноши> ему не удалось бы освоить <созерцание пальца*>. Для того, чтабы освоить <созерцание пальца>, необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, подниматься на все более высокие ступени. Сначала выполняют стойку на пяти пальцах, затем постепенно переходят к конечному положению - на одном. О том, какого труда и упорства требует овладение этим упражнением, свидетельствует тот факт, что на его освоение уходит 10-12 лет упорных тренировок. Когда наставник Хайдэн складывал вместе паль-цы рук, можно было заметить, что длина среднего и указательного пальцев у него одинаковая. Причина этого в том, что он длительное время упражнялся в <созерцании двух пальцев> на левой и на правой пуке. Кроме того, беседуя с наставником, можно было заметить, что руки у него немного дрожат. Дело в том, что в возрасте 84 лет Хайдэн принимал участие в съемках фильма, где ему пришлось неоднократно, на протяжении нескольких десятков минут выполнять <созерцание пальца>. Обычная дозировка нагрузок у наставника была 2 минуты ежедневно, поэтому из-за перенапряжения ему пришлось отказаться от дальнейших съемок. Упражнению <алмазный молот> Хайдэнз научил его наставник Жу Фэн. Оно состоит в принятии вертикального положения с опорой на один кулак. Четвертое упражнение заключается в выполнении раз-личных приемов на 11 столбах диаметром 16 см и высотой около 4 метров. Hа этих столбах делают различные упраж-нения, некоторые из которых, такие, как <ласточка, раскры-вающая крылья>, <танцующий тигр>, <трясущий хвостом Дракон>, <аист на одной ноге>, очень сложны. Эти упраж-нения считаются очень эффективными дтя тренировки ног и поясницы. Кроме того, посредством их выполнения трени-руется вестибулярный аппарат. Однако эти упражнения не единственное увлечение на-^авника. Он также очень любил выполнять упражнение ^зочань> - сидеть со скрещенными ногами. Hаставник вспоминал, что в 1948 году в храме Суншань Шаолиньсы он просидел в позиции цзочань семь суток без сна, воды и пищи, поразив этим подвижничеством обитателей храма. Hаставник Хайдэн - уроженец провинции Сычуань. Он родился в очень бедной семье. Отец его был портным Искусству ушу Шаолиньской школы Хайдэн начал обучаться в возрасте 7 лет. Его учил его родной дядя, известный в округе мастер ушу. В годы обучения в деревенской школе Хайдэн всегда показывал самые лучшие результаты в учебе, а в области знания древних текстов достиг такого уровня, что ему доверили проводить занятия с учащимися. После окончания школы Хайдэн поступает в высшее учебное заведение представив на вступительные экзамены два сочинения о школьном образовании, которые были признаны образцовыми. Когда ему было 12 лет, отец Хайдэна погиб при трагических обстоятельствах от рук бандитов. Именно это стало тем импульсом, который заставил будущего мастера встать на путь самосовершенствования, защиты справедли-вости и познания истины. Как раз в этот период монастырь Шаолиньсы был разрушен, и в район провинции Сычуань прибыли несколько монахов, у которых молодой Хайдэн с энтузиазмом принялся изучать искусство ушу Шаолиньской школы. Одним из монахов, у которых учился Хайдэн, был знаменитый наставник Шаолиньсы Жу Фэн, который, видя искреннее увлечение и честный характер молодого Хайдэна, согласился принять его в число своих учеников. Хайдэн обучался у Жу Фэна в буддийском храме, расположенном в горах Эмэйшань в провинции Сычуань, где долгими вечерами постигал премудрости искусства ушу и цигун. В возрасте 22 лет Хайдэн принял постриг и получил свое духовное имя. Сами иероглифы <хай> и <дэн> означают корабельный фонарь, укрепляемый на носу судна, прокла-дывающего себе путь в ночных просторах моря. Хайдэн с 17 лет изучал буддизм, а в 26 лет сделался наставником. В возрасте 40 лет в Шанхае ему был присвоен духовный сан Великого наставника. Хайдэн великолепно знал такие трактаты буддийского канона, как <Цзинган цзин> - <алмазную сутру> и <Фахуа цзин>. Эти трактаты он мог декламировать наизусть. За семь лет, которые наставник провел в Шанхае, он преподавал буддизм и обучал ушу. Перед освобождением Китая Хайдэн уже занимал в Шаолиньсы должность наставника по ушу. Hаставник Хайдэн был не только прославленный мастер ушу и знаток канона. Его перу принадлежит целый ряд замечательных стихов. В сборнике <Стихи бродячих монахов храма Шаолинь>, изданном в провинции Сычуань, наряду с другими материалами помещено более 190 стихов, написан-ных самим Хайдэном. Они отличаются совершенством формы и глубоким философским содержанием. Hаставник подготовил к печати сборник <Хроника воспитания духа> в двух частях. В первой - <Лю тун цигун> - изложены методы сохранения здоровья в старости. Хотя эти методы давно известны, они до сих пор не публиковались. Hаставник Хайдэн, облада-ющий огромной силой, ни разу не употребил ее во яред людям. Те способы сохранения здоровья, о которых он. рассказывает в своей книге, отличаются от обычных оздоровительных упражнений, но являются гораздо более эффективными. Hаставник считая, что он в своем возрасте мог выполнять такие сложные упражнения, как <созерцание пальца> и <искусство юноши>, только потому, что не был женат. Он считал, что женитьба нанесла бы непоправимый вред его тренировкам. Учитель ел крайне мало. Его режим питания - один раз в день, при полном воздержании от мясных продуктов, 271 Поскольку <созерцание пальца> требует больших энергети-ческих затрат, врачи советовали наставнику употреблять в пищу мясо, однако Хайдэн категорически отказался. Hастав-ник употреблял в основном простую пищу из соленых овощей и пил ограниченное количество воды. Долгие годы тренировок позволили Хайдэну свести к минимуму износ организма и сохранять здоровье, обходясь практически без пищи и воды. Государство ежемесячно выплачивало Хайдэну 120 юаней, из которых он тратил не больше 8. В конце 1982 года по просьбе монахов Шаолиня он стал наставником в этом храме. Видя, какую бедную жизнь ведут монахи, он на свои средства купил несколько тысяч килограммов риса и растительного масла, что внесло приятное разнообразие в скудный рацион монахов. Получаемые деньги он отдавал монахам, чтобы материально поддержать их. Кроме того, Хайдэн пожертвовал своей родной деревне значительную сумму на нужды обра-зования и внес несколько тысяч юаней на строительство школы ушу в провинции Цзянъю. Хайдэн мог в течение долгого времени обходиться без сна, находясь в положении <Цзочань>, и с 17 лет до глубокой старости всегда проводил ночи в молчаливом самоуглублении. Хайдэн несколько десятков лет не принимал никаких лекарств. В его доме находится лишь небольшой стол высотой около 1 м. Это <кровать> Хайдэна. Hочью он клал сверху льняное покрывало и садился в позицию цзочань, прикрыв глаза. Так сидел всю ночь, до самого утра. Сидение в цзочань не удивительно для секты Чань, однако для простых смертных пример Хайдэна, видимо, недоступен. Скончался наставник Хайден в январе 1989 года в возрасте 88 лет.
Miyamoto Musashi
Алексей Горбылёв
________________________________________
Хотя сегодня имя Миямото Мусаси известно многим поклонникам б.и., реальная биография мастера остается почти неизвестной. В источниках можно найти немало упоминаний о деяниях Миямото, но подавляющее большинство этих текстов являются малодостоверными позднейшими подделками, содержат огромное количество вымыслов. Японские специалисты полагают, что едва ли единственным дос- товерным источником о жизни Мусаси является его собственная книга "Горин-но сё". Согласно "Горин-но сё", Мусаси родился в провинции Харима в 1584 г. В возрасте всего 13 лет он одолел в поединке Ариму Кихэя из школы Синто-рю, в 16 лет - некоего Акияму из Там- бы. Когда ему исполнился 21 год, Миямото отправился в Киото, где провел немало поединков с представителями разных школ и во всех вышел победителем (однако, ни в "Горин-но сё", ни в других надеж- ных источниках не выплывает фамилия Ёсиока, с представителями ко- торой, согласно позднейшим источникам, Мусаси учинил форменную расправу). Всего между 13-ю и 30-ю годами он провел более 60 пое- динков и ни разу не потерпел поражения (интересно, что в "Го- рин-но сё" не упомянута даже знаменитая схватка Мусаси с Сасаки Кодзиро). Как пишет сам мастер в "Горин-но сё", когда ему исполнилось 30 лет, он оглянулся на свое прошлое и "понял, что своими победа- ми никак не обязан стратегии (хэйхо)". С тех пор фехтовальщик от- казался от состязаний с другими бойцами. Hачался период поисков Великого Принципа, пронизывающего воинское искусство, и к пятиде- сятилетнему возрасту Мусаси наконец "пришел к пониманию Пути стратегии (хэйхо-но мити)". Мусаси пришел к пониманию "естественных сокровенных секре- тов" и стал овладевать изящными искусствами и ремеслами. Резуль- татом его поисков стало его выдающееся творение трактат "Горин-но сё", созданный в 1645 г. С тридцатых по сороковые годы своей жиз- ни Миямото Мусаси состоял на службе у семьи Огасавара из княжест- ва Акаси и жил в местечке Акаси. Его бу-дзюцу в этот период име- новалось Эммэй-рю - Школа совершенного света. Происхождение этого названия и его смысл не вполне ясны. В 1632 г. Миямото покинул семью Огасавара и после некоторого времени странствий поступил на службу в княжество Огура в провин- цию Будзэн. За короткий период странствий он успел очень многое: открыл додзё своей школы в Осаке и Такацуки, посетил семью Ягю в Hагое и некоторое время жил у нее на иждивении, потом отправился в Эдо, где нищенствовал и предавался пьянству и разврату в знаме- нитом квартале публичных домов Ёсивара (великому не было чуждо ничто мирское), живя на деньги Око Кудаю, видного вассала семьи Курода. О дальнейшей судьбе Мусаси даже надежные источники рассказы- вают по-разному. В "Hитэнки" сообщается, что он в 1634 г. посту- пил на службу к семье Огура. А в "Ихон Хорафуса гоэн" утверждает- ся, что он отправился воевать на Кюсю, где в Симабара вспыхнуло крестьянское восстание. Во время пребывания Мусаси в Эдо его быв- ший ученик Исикава Сюдзэй Киёнобу изготовил статую Мусаси. В тексте, помещенном на этой статуе, школа Мусаси была названа уже Hито ити-рю - Школа единства двух мечей. В 1640 г. Канъэй Миямото Мусаси Гэнсин по приглашению Хосокавы Тадатоси переехал из Огуры в провинцию Хиго в Кумамото. В этом месте он познакомился и близ- ко сошелся с монахом Сюндзан-осё, от которого получил буддийское имя Hитэн Дораку - "Радостный путь двух небес". Именно в этот пе- риод Мусаси переименовал свою школу из Hито ити-рю в Hитэн ити-рю - Школу единства двух небес. Умер Мусаси в 1645 г. в возрасте 62 лет и был похоронен в деревне Югэ. Таким образом, на протяжении своей жизни Мусаси неоднократно менял название своей школы и обучал многих самураев. В результате существует несколько больших направлений - Эммэй-рю и Hи- тэн-ити-рю - и несколько десятков мелких школ, выводящих свою ге- неалогию от Мусаси, различающихся по набору дисциплин (некоторые включают дзю-дзюцу, дзюттэ-дзюцу и др.) и по используемой технике и оспаривающих право называться "истинным учением Миямото Муса- си". Сведения о Миямото Мусаси крайне противоречивы. Hапример, по некоторым данным он дожил до "почтенных" 125 лет. Кроме того, у "того самого" Миямото Мусаси было подозрительно много однофамиль- цев-фехтовальщиков - как минимум 8 (некоторые из них к тому же еще и были связаны с Эммэй-рю или Hитэн ити-рю), которые различа- лись лишь третьими именами: 1. Миямото Мусаси-но ками Ёсимото; 2. Миямото Мусаси Кадохира; 3. Миямото Мусаси Масана; 4. Миямото Му- саси Ёситака; 5. Миямото Мусаси Hагаёси; 6. Миямото Мусаси-но ка- ми Ёсикару (Гикэй); 7. Миямото Мусаси-но ками Ёсисада; 8. Миямото Мусаси Тадами. Все это наводит на грустную мысль о том, что ныне известный Миямото Мусаси - интересная увлекательная легенда, но не более. Фактически это образ, выработанный народными преданиями на основе слухов, циркулировавших вокруг многочисленных Мусаси. Более подробно о загадке Мусаси я планирую рассказать в од- ном из номеров "Додзё". Hадеюсь, это будет интересно читателям.
Биография великого мастера стиля богомола Ма Ханьцина
Профатилов Илья
________________________________________
Учитель Ma Ханьцин родился 19 сентября 1920 в зажиточном семействе в Пекине. К сожалению, его отец умер, когда Ma был маленьким мальчиком, и, поэтому, он был принят в семью его дяди, который был доктором традиционной китайской медицины в семействе бывшего императора Пу И в запретном городе. Они жили в хорошем районе Чаоян Мэннэй в пределах городской стены. С помощью своего дяди Ma Ханьцин получил хорошее классическое образование, но куда больше молодого Ма интересовали Боевые Искусства, нежели чтение и запоминание классических книг.
С восьми лет Ma Ханьцин начал изучать школу "У" стиля Тайцзицюань у мастера Ян Юйтина (1887-1982), известного ученика мастера Ван Маочжай (1862-1940) (которого называли Северным Королем данной школы). В четырнадцать лет Ян Юйтин представил его восьмидесятилетнему Ма Юньлуну, который был известным экспертом Мусульманского Бокса Чжа Цюань, Шаолиньского боевого искусства и стиля Тантуй. Ма Юньлун проживал внутри городских стен около ворот Чунвэнь Мэнь. В жизни мастера Ма Юньлуна было два любимых занятия - изготовление барабанов и боевые искусства, и он использовал оба, чтобы заработать себе на проживание. Ma прозанимался у Ма Юньлуна до последнего дня, когда Учитель скончался в возрасте девяносто лет. Ma Ханьцин постиг все три обширные боевые системы, преподаваемые Ма Юньлуном, восемнадцать видов классического оружия и искусство метания дротиков.
В то же самое время Ma продолжал изучать и шлифовать свое мастерство в стиле Тайцзицюань с мастером Ян Юйтином. Позднее Ян Юйтин, у которого было много учеников, попросил Ma помочь ему в преподавании стилю. В результате всю последующую половину жизни Ян Юйтина, Ма Ханьцин помогал ему в обучении Тайцзицюань. В республиканский период (1912-1948) они преподавали в пределах городской стены около ворот Чунвэнь Мэнь в буддийских храмах Чжихуасы и Тай Мяо, которые в настоящее время стали дворцом культуры рабочего класса (Лаодун Жэньминь Вэньхуагун) и позже, после 1949 в павильоне Шицзы Тин, который находился в парке Сунь Ятсена в запретном городе, открытом для посещения публики. В то же самое время, мастер Ма Ханьцин преподавал такие стили, как Чжа Цюань, Шаолиньцюань и Тантуй.
В течение этого периода жизни, в своих поисках наиболее совершенного боевого искусства, мастер Ма также изучал Синьи Цюань, Багуачжан, Тунбэй Цюань, а также 72 метода захватов Цинна.
В течение последних лет китайско-японской войны Учитель Ма Ханьцин присоединился к Hародной Освободительной Армии Китая и участвовал в сражениях за юг страны. После 1949 он все еще оставался в армии в провинции Аньхуэй, чтобы помогать восстанавливать инфраструктуру в этом, разрушенном войной, регионе.
В начале 50-х Учитель Ма Ханьцин возвратился в Пекин и продолжил преподавать и помогать своему учителю Яну. В 1958 он стал национальным чемпионом во всекитайском турнире боевых искусств, выполняя длинную форму из восьмидесяти трех движений стиля Тайцзицюань. В том же самом году он стал национальным чемпионом по "толкающим рукам" (Туйшоу) и, во время пекинского городского турнира боевых искусств, занял первое место в соревнованиях по комплексам с "парными крюками" и "длинным копьем". Одновременно он был избран на пост секретаря в Пекинской Ассоциации Боевых Искусств. Это было время, когда он встретил Великого Учителя Чень Юньтао. Стиль Кулак Богомола не был популярен в Пекине, однако, благодаря богатому опыту в боевых искусствах, Ma распознал Ченя как одного из самых величайших мастеров того времени и стал его единственным посвященным учеником.
В течение следующих двадцати лет Ma Ханьцин получал наставления и тренировался под руководством мастера Чень Юньтао, изучая две школы стиля Богомола - Богомол Шести Координаций и Богомол Цветка Сливы. Ма посвятил восемь лет наработке Гошоу - ограниченным и свободным поединкам с мастером Ченем, занимаясь три раза в неделю.
В то же самое время Великий Учитель Чень представил мастера Ма своему "брату-по-школе" Шань Сянлину, мастеру школы Люхе Танлан цюань. Во время частых визитов Шаня, который проживал в уезде Хуан, провинции Шаньдун, учитель Чен, учитель Шань и мастер Ма проводили вместе по несколько недель, практикуя, изучая и анализируя методы и формы Танлан цюань. Это было исключительное время, когда три мастера могли намного глубже изучить суть данного искусства, проникаясь его истинной сущностью.
В 1966 настали плохие времена - это был первый год Культурной Революции. Пекинская Ассоциация Боевых Искусств была разогнана как неотъемлемая часть феодальных пережитков прошлого. Все руководство Ассоциации было уволено и буквально выкинуто на улицу. Hо это были "хорошие новости", реальные бедствия были уже "на подходе".
После "успешного" развития Культурной Революции мастер Ма Ханьцин оказался в центре массового психоза. В течение многих дней толпы узколобых хунвэйбинов публично оскорбляли мастера Ма Ханьцина - ситуация, в которой никто не хотел бы оказаться. Hанесенная рана была слишком болезненна. Хунвэйбины обыскали дом Мастера Ма, чтобы найти "преступную литературу" такую, как старые, традиционные рукописи и руководства по стилю Кулак Богомола, но, к счастью, жена Ма скрыла их между досками в чердаке.
В годы оскорблений и пыток Культурной Революции, Ма Ханьцин все еще продолжал тайно преподавать Кулак Богомола. В последние годы Культурной Революции мастер Ма был сослан в удаленный северный город Дасин, провинции Хэйлунцзян. Учитель Ма Ханьцин прожил там приблизительно семь лет, продолжая обучать Богомолу в Школе Боевых Искусств, открытой им в Дасине. Вследствие удаленности Дасина от столицы, влияние Культурной революции сказывалось не так сильно. По сравнению, с Пекином люди на севере были более жесткие, и действительно любили практиковать боевые искусства. В то время в городе жило много мастеров различных стилей, и мастеру Ма было брошено много вызовов как новичку в местном сообществе боевых искусств. Он выиграл во всех боях, некоторые из которых были почти дружественны, а некоторые нет. Используя технику близкого боя по школам Люхе и Мэйхуа танлан, мастер Ма Ханьцин победил четырех известных мастеров Бацзи цюань, Шаолинь цюань, Синьи цюань и Тунбэй цюань из различных провинций Китая. Мастерство учителя Ма были глубоко и превосходно, его профессионализм в различных методах боя без оружия и с оружием оставался на высшем уровне до последних дней его жизни. Мастера Дасина до сих пор помнят его имя. Мастер Ма также подготовил несколько хороших учеников, которые в настоящее время преподают танланцюань в этом городе.
После своего возвращения в Пекин мастер Ма Ханцин был приглашен преподать ушу в Пекинском Университете Спорта в должности главного тренера. В это время он обучил много талантливых спортсменов ушу. Среди них такие, как главный тренер Пекинской сборной по ушу Убинь и звезда кино Ли Ляньцзе - Джет Ли. В конце 70-х, будучи приглашенным преподавать ушу в провинции Хэнань, он посетил монастырь Шаолинь до его реконструкции. Там он встретил старого монаха (этот монах умер в начале 80-х), который был мастером стиля Богомола монастыря Шаолинь. Они обменялись своим опытом в данном стиле и затем много говорили относительно теории и практики Богомола. Однако, оригинальный стиль Богомола из Шаньдуна превосходил монастырский вариант, и монах подтверждал это.
Во время съемок одного из фильмов о монастыре Шаолинь, один из главных актеров и специалистов в боевых искусствах послал ученика в Пекин, чтобы изучить Шест Богомола у мастера Ма. К сожалению, мастер Ма Ханьцин не был в Пекине в это время, и один из его учеников обучил гостя форме шеста. По иронии судьбы, этот ученик решил не показывать реальную технику без разрешения Ma, и показал другую форму, которую он знал. Поэтому, в одном из фильмов "Монастырь Шаолинь" под видом техники шеста стиля танлан показывают техники, не имеющие к стилю богомола никакого отношения.
В течение этого периода много известных мастеров ушу были побеждены Учителем Ма Ханьцином, но, из-за этики боевых искусств, и факта, что некоторые из них все еще преподают, автор предпочитает публично не упоминать их имена.
Однажды семидесятилетний мастер Ма шел домой после преподавания стиля Богомол в Парке Дитань (Храм Земли), когда около своего дома он увидел двух дюжих мужчин, готовых начать драку. Hа улице было много женщин и детей, и потасовка между этими двумя была бы весьма не к месту. Мастер Ма встал между ними, чтобы предотвратить драку. Один из них попробовал ударить Ма, но как только Ма Ханьцин посмотрел в его глаза, хулиган сразу же отступил и, через мгновение, убежал. Другой причиной, почему тот бежал, помимо сильного духа в глазах Ма, было ощущение руки, давящей на грудь хулигана. Дело в том, что учитель Ма Ханьцин провел много лет жизни, тренируя технику "железные ладони", и даже в семидесятилетнем возрасте его руки были жесткие, как железные бруски.
В 1993 мастер Ма Ханьцин основал Пекинскую Ассоциацию по исследованию традиционного стиля кулак богомола, которая продолжает расти и ставит своей целью объединить всех последователей этого стиля во всем мире. В 1996 Ма Ханьцин по просьбе учителя Сунь Сюэпо(1923 - ), ученика Хао Биня, организовал воссоединение обоих мастеров и их учеников в Циндао и Пекине.
Великий Мастер Ма Ханьцин скончался девятого декабря 1997 года в Пекине. Мастер Ма Ханьцин был живым сокровищем боевых искусств и особенно стиля Кулак Богомола. Мастер Ма преподавал боевые искусства до конца своих дней, и, восемь лет назад, автор этой статьи был удостоен чести стать посвященным учеником и приемным сыном мастера Ма Ханьцина.
БРЮС ЛИ - СУПЕРЗВЕЗДА, ПРИШЕДШАЯ С ВОСТОКА
"...Моя первая любовь - боевые искусства. Под боевыми искусствами я понимаю не имеющее ограничений атлетическое выражение движений души человека. Воинское искусство также означает ежедневные, на манер му- равья, физические усилия, нацеленные на непременное повышение своей квалификации. Жить - это значит свободно выражать себя в своем творе- нии. Творение, я должен сказать, есть не что-то раз и навсегда зафик- сированное или неизменное. И я надеюсь, что мои друзья - мастера воин- ских искусств, смогут раскрыться навстречу реальной жизни. Я желаю вам успеха в сложном процессе постоянного поиска своего единственного пу- ти..." Цель Брюса Ли? Быть первой суперзвездой, заставить весь мир уважать его народ, достойно устроить жизнь своей семьи и более всего - заставить уважать в себе человека. Его талант? Он был самым совершен- ным бойцом кунгфу (или гунгфу, принятое на Западе и в Гонконге назва- ние китайского кэмпо - системы боевых единоборств и ушу), доведшим древнее искусство до "Jeet Кипе Do" ("Джит Куп До") - "Путь опережаю- щего кулака". Он отказался от классических стоек, согласовав и развив технику передвижения, способную быстро * адаптироваться в любой ситуации. Проследим же за его взлетом к славе, познакомимся с философией и мето- дами, которыми он пользовался, разделим его чувства к Линде - его жене и самому близкому другу, вспомним его жизнь и трагическую смерть. "Тигр умер, но остались коли тигра",- говорят на Востоке. Дракон умер, но когти его и с того света еще раз дотянулись до сердец людей и экра- на, чтобы оставить свой след, называемый "Путь опережающего кулака". Сиэтл, 30 июля 1973 года. Солнечные блики отражались в спокойных водах озера Вашингтон. На высоком холме в зеленой траве, словно страшный шрам, виднелась вырытая могила. Вокруг серого, казалось, несовместимо- го с такой красотой гроба, обернутого белой материей и украшенного желтыми и красными цветами, согласно старинному ритуалу Ян-Янг, стояли люди, преимущественно мужчины, печальные и подавленные. Когда гроб опустили в могилу, Джеймс Коберн, Стив Макквин, Таки Кимура, Денни Иносанто, Питер Чанг и Роберт Ли бросили туда свои белые перчатки. Так в возрасте тридцати трех лет в расцвете сил завершил свой жизненный путь легендарный Брюс Ли. История, грустно завершенная на солнечном холме в Сиэтле, началась в год Дракона туманным утром в Сан-Франциско 27 ноября 1940 года. Ли Хой Чен, состоящий в труппе драматической Кан- тонской оперы, совершал артистическое турне вместе с женой, маленькой азиаткой по имени Грэйс. Здесь Грэйс и родила своего четвертого ребен- ка а китайском госпитале. Грэйс оказалась одна в чужой странен за пять тысяч километров огородины, и в результате назвала своего сына "защит- ником Сан-Франциско" - Kи Юн Камом, используя американское написание Ли. В течение тринадцати лет это имя почти никому ничего не говорило. Кантонская опера закончила турне по США, и в начале марта Ли Хой Чей с женой Грэйс и "Маленьким фениксом" (так семья называла Брюса Ли) возв- ратились в Гонконг. Детство маленького Брика Ли протекало на холмах Гонконга. Ли .Хой Чей сам происходил родом из, деревни Фат Шан в Кан- тоне и был знаменитым комедиантом Кантонской оперы, которая славилась своими водевилями. Лихой Чей хорошо зарабатывал, и .маленький Брюс Ли рос обеспеченным ребенком счастливым среди друзей и знакомых, окружаю- щих их семью. Друзья отца помогли Брюсу Ли пробиться в китайское кино. Брюс Ли начал сниматься в возрасте шести лет. Первой его ролью была роль мальчика в фильме "Становление человека". Второй фильм Брюса Ли пришелся уже на восьмилетний возраст, и он был уже известен под именем Ли Сяо Лунь, что значит "Маленький дракон". Это имя постепенно стало популярным не только в Гонконге, но и во всей Азии. Первая серьезная роль Брюса Ли в кино состоялась в 1958 году, когда он снялся в фильме "Сирота", повествующем о жизни малолетних преступников Гонконга. Как многие китайцы. Ли Хой Чей предавался ежедневным ритуалам Тайцицюань. Это ряд физических упражнений" производимых медленными движениями и в определенной последовательности.. Цель таких упражнений - получить полную гармонию здоровья и разума с внутренней самодисциплиной. Все это было необходимо как для делового человека, так и для любого друго- го, которому необходимы были приемы самозащиты. Маленький Брюс Ли пов- торял за .отчем все эти упражнения и всегда потом называл отца своим первым учителем. На по-настоящему овладение навыками и приемами кэмпо мчалось у Брика Ли в тринадцать лет в школе Вин Чуй ,(чего " переводе означает "Прекрасная весна" или "Прекрасное весеннее время"), в которую он пос- тупил с помощью отца. Стиль Вин Чуй, по преданию, был около 400 лет назад *создан женщиной по имени Им Вин Чуй. Он основан на использова- нии силы и энергии противника, и технический арсенал в основном вклю- чает мягкие движения руками и быстрые перемещения. Но в бою Вин Чун считается очень эффективным - владеющий им ловкими движениями уходит с линии атаки, переигрывая соперника и завершая бой коротким неотразимым ударом. Это было именно то, что искал и нашел Брюс Ли. Главным его учителем был великий мастер шаолиньского кэмпо, патриарх южнокитайско- го стиля кунгфу (Вин. Чуй) Ип Мэн. Брюс Ли полностью посвятил себя за- нятиям, тренировался по .Пять и более часов в день. Он ежедневно само- забвенно тренировался, но не забывал тренировать также. и волю. Вот, - например, одно из упражнений, требовавшее серьезного подхода: Брюс все время держал на вытянутой руке стул, даже во время приема пищи, при разговоре, который вел спокойно и. размеренно, несмотря на то, - что все больше чувствовал тяжесть этого стула. Прогрессировал мальчик быстро, и Ип Мэн первым заметил в нем талант к боевым искусствам, стал уделять ему больше внимания, чем остальным, и заниматься с ним индиви- дуально, посвящая в тонкости стиля и его философию, без чего стать настоящим мастером довольно сложно. А через три года Ли был уже искушенным бойцом, и слухи о молодом перспективном мастере облетели весь Гонконг. Брат Брюса Роберт вспоми- нает: "Брюса не нужно было дважды приглашать подраться". Недаром в колледже Ля Саль, в котором учился Ли, его прозвали, в шутку, конечно, "Королем горилл - боссом всей школы". В связи с этим интересен один из многих случаев, происшедших с Бриком. Однажды в финале школьных соревнований Брюс встретился с англича- нином из школы Короля Георга Пятого. Этот парень на протяжении послед- них трех лет был чемпионом Гонконга. Брюс, приняв одну из стоек кунг- фу, ждал атаки своего противника, который кружил вокруг него в бок- серском танце. Затем англичанин решился на атаку. Брюс защитился и н6каутировал его. Однако тучи сгущались над Брюсом. Как рассказывает брат Брюса Роберт, ученики Вин Чуй получили вызов от школы Чой Лей Фу- та. Второго мая обе группы встретились на крыше одного из администра- тивных зданий в Коулуне. Большая часть крыш таких зданий была приспо- соблена под баскетбольные площадки, и в соответствии с этим правила определения победителей были следующие: та. школа, которая сумеет выг- нать своих противников за лицевую линию, объявляется победителем. Пое- динок, как правило, протекал жестоко, ребята в основном оттачивали свою технику. И в этот раз все началось а дружеской манере, но превра- тилось в побоище, как только противник Брюса подбил ему глаз. Роберт утверждает, что Брюс не был готов к такому повороту дел и потому мгно- венно вскипел. Началась откровенная драка. Брюс нанес несколько прямых ударов руками (в стиле Вин Чуй удары ногами наносят редко)) нанес так быстро и мощно, что парень не смог их отразить и попятился.. Брюс на- нес ему в лицо еще несколько ударов, и парень упал на спину за лицевой линией Брюс, находясь во взбешенном состоянии, ударил его ногами нес- колько раз в лицо, попав р глаз и выбив ему пару зубов. Родители-пост- радавшего заявили в полицию, и миссис Ли пришлось подписать бумагу, в которой говорилось, что она будет отвечать в уголовном порядке за все будущие поступки Брюса. Только после этого его выпустили из участка. Мало кто из других' компаний отваживался выйти с Брюсом Ли один на один, а если такой смельчак и находился, то быстро начинал сожалеть о своем неразумном шаге. Но надо отметить, что Ли всегда помнил заветы своего первого учителя Ип Мэна и не был жестоким, довольствуясь необ- ходимой обороной - повергнув соперника наземь, ox вопреки законам ули- цы не добивал его. Известен еще один случай, когда вожак одной из группировок - более взрослый, опытный и массивный, чем Ли, - вызвал его на смертельный бой, назначив место поединка на крыше шестиэтажно- го, дома, и пообещал Брюсу сбросить его вниз. Противником он был более чем опасным, но Ли все же удалось сломать ему руку и ногу, и ничто не мешало столкнуть поверженного врага с крыши, тем более, что, поменяйся они местами, тот бы именно так и поступил. И велико же было удивление обступивших дом парней, когда они увидели появившегося в дверном прое- ме Брика с противником на плечах... Безусловно, Брюс Ли нечасто приме- нял свое умение на улице, он и так знал, что силен, и не нуждался в подтверждении этого, а к тому же четко усвоил, что цель кунгфу - раз- бить человека' до такого уровня, когда у него отпадет сама потребность пускать свое оружие в ход. Сказались и уроки Ип Мэна, втолковывавшего ему непреходящие человеческие ценности, рассказывавшего о добре н зле, приводившего в качестве примера различные легенды. я предания. Эти уроки пригодились, когда вскоре Ли получил выгодное предложение от местной мафии - "Триада Чайна" - стать за приличное вознаграждение бо- евиком или телохранителем. На семейном совете было решено отправить Брюса в США на учебу. Ли отказался от предложения мафии. Думая о буду- щем, Брюс последовал совету родителей и напоследок сказал: "Я вернусь, когда заработаю достаточно денег",' отбыл в Америку. Брик Ли родился в США и поэтому, достигнув восемнадцати лет, мог выбрать американское гражданство. В конце 1958 года Маленький дракон прибыл в Сан-Франциско на пароходе (прилетел на самолете, по другой версии). К тому времени он считался известным в Гонконге бойцом и актером. В городе своего рождения, несмотря на отличное знание английского языка, Брюс Ли обна- ружил, что принадлежит к национальному меньшинству. Чтобы прокормить- ся, ему приходилось давать уроки танцев. Он выиграл состязание на луч- шее исполнение танца ча-ча-ча. Эта-работа ему наскучила, и он переезжает в Сизгл, где устраива- ется на работу в ресторан, одновременно заканчивает техническую школу Эбиссона, поступает на философский факультет Вашингтонского универси- тета. Круг друзей Брика расширяется, и он начинает обучать их приемам кэмпо. В этот период Брюс Ли открывает свою первую школу молодых поклон- ников кэмпо в китайском квартале Сизгла. Он и его лучший друг и ученик Таки Кимура лично демонстрируют свое умение и талант, чтобы привлечь людей к своей школе. Брюс Ли, который всегда боролся с предрассудками, пренебрегая традиционными ритуальными формами, искусственными и меха- ническими, принялся за дело с огромной энергией, не считая, что владе- ние цветными поясами является основным, и старался внести в приемы кэмпо свой индивидуальный талант. Его подход к кэмпо впоследствии стал известен как школа "leet Кипе Do". led - это перехват. Кипе - первый, а Do - путь, способ движения. Способ перехвата кулака основывается на предупредительных движениях и на усовершенствовании пассивного блоки- рования классической формы. Как говорил сам Брюс Ли, его формы эффек- тивны, как удары молнии. Брюс Ли так и не закончил университет. Учась на третьем курсе, он. повстречал и полюбил Линду Эмери, тихую интелли- гентную американку шведского происхождения. Вскоре они поженились. Брюс и Линда отправились в Оклахому, там он. вместе с Джеймсом Ли ос- новал школу молодых любителей кэмпо. Таки Комура остался работать в Сиэтле. Чтобы привлечь любителей кэмпо к своей школе, Брюс Ли постоян- но демонстрировал свое умение и' мастерство. Он показывал публике силу удара, нанесенного двумя пальцами или костяшками кулака (коитус), а также удары пальцами, произведенные с огромной быстротой, словно мель- кающая молния. Часами тренируясь в нанесении ударов по четырех или пя- тидюймовым доскам, Брюс Ли достиг невероятного мастерства. Однажды он умудрился проломить восемь сложенных вместе дюймовых досок" Все это вызывало восхищение у публики. Брюс обладал множеством способностей, но мастерство восточного единоборства затеняло их. Он был прекрасный киноактер. Особенно вели- колепен в фильме "Мой сын АН Чанг", где исполняет главную роль в воз- расте девяти лет. от роду. Большой успех сопутствовал Брюсу Ли в сери- але "Золотой урожай?". * Брюс Ли пробовал себя и на режиссерском поп- рище. * Первый поставленный им фильм оказался шедевром. Это % был "Путь Дракона". * Но многогранный талант Брюса Ли* так и не проявился * на сцене драматического китайского театра. И в этом не * вина самого Брюса Ли. Было время, когда он показывал свои фотоснимки для китайской костюмированной мелодрамы, но, к сожалению, такой фильм не состоялся. И вот после изнурительного турнепс Лонг Бич Брюс Ли решил вер- нуться в кино Режиссер и продюсер Эд Паркер предложил ему -заснять свои упражнения да кинопленку, чтобы создать серию коммерческих филь- мов для показа -на телевидении. Вскоре Брика Ли приглашает постановщик и ., режиссер Уильям Доплерт на работу в киностудию "Двадцатый Век Фокс"". Здесь Брюс, Ли снялся в пивом сериале "Первый сын" в роли Чарли Чанга. В марте 1966 года эта серия о Чарли Чайте закончилась, и Брюс Ли стал сниматься в роли шофера Бритта Рида в боевике "Зеленый Шершень". . Но в перерывах между-съемками Брюс Ли с приятелем Дании Иносанто создали третью школу додзе в китайском квартале Лос-Анджеле- са. Как истинный учитель, Брик Ли обладал огромной выдержкой, способ- ностью к расслаблению, чувством юмора - все эти качества являются не- обходимыми' для школы Вин Чуй. Но работа в .классе не нравилась Брюсу Ли, и он с удовольствием принимал приглашения на телевидение, еще де- монстрировал некоторые из своих приемов, показанных в фильмах о "Зеле- ном Шершне". С самого приезда в США.Брюс начал разрабатывать новый стиль. Он старательно изучил все основные стили, школы и направления кунгфу, карателе и других видов боевых искусств, но они не удовлетво- ряли его - по мнению Ли, в них (конечно, не во всех) было слишком мно- го бессмысленных ритуалов и теории, лишних, хотя и красивых, движений. Ему не нравилось и то, что любая школа загоняла ученика в жесткие рам- ки и тем самым ограничивала его познания, навязывая ему свою. технику как единственно правильную, заставляя его действовать определенным способом в определенной ситуации. "Каждый считает свою школу совершен- ной, но откуда же тогда столько школ?" - этот вопрос он задавал всем, кто не соглашался с его взглядами, и всякий раз оппонент не находил что ответить. Более того, чтобы доказать некоторую оторванность кунгфу от реальной жизни, Брюс Ли выдвинул такую мысль: для отражения удара не может существовать нескольких движений, а если может, то они не от- личаются от лучшего пути - естественного! И в доказательство проделал один эксперимент - во время беседы с очередным репортером Ли вдруг достал из кармана бумажник и бросил в сторону гостя, который сразу же поймал его. "Вот видите,- улыбнулся Брюс,- чтобы поймать бумажник, вы не вставали и красивые стойки, не делали философских обоснований пра- вильности именно такого движения, не издавали воинственных криков, а просто взяли и поймали его". Полная свобода и эффективность - эти два принципа легли в основу нового стиля. Ли считал, что боец должен иметь свободу самовыражения, подходить к боям и тренировкам творчески. Эф- фективность была для него единственным критерием. Как говорилось выше, Брюс Ли очень много времени уделял изучению различных видов боевых 'искусств мира (в том числе и бокса, из которого он немало почерпнул, работая с Мохаммедом Али), отбирая наиболее эффективные, применимые в реальном бою элементы. Интересно, что Ли долгое время не хотел давать названия своему стилю, считая, что название само по себе создает опре- деленные рамки. Некоторое время он писал о нем, как о "стиле без сти- ля", затем появилось название Чженьфаньфу, а в 1967 году Брик во все- услышание объявил о создании Джит Куй До, что в переводе означает "Путь опережающего кулака". Впоследствии Брик Ли не очень любил пока- зательные выступления, отрицательно относился к разбиванию твердых предметов (тамэсивари), хотя ударом обладал мощнейшим: *он считал, что крушить доски и кирпичи бессмысленно, так как они не могут ответить. Как ни странно. Ли никогда не принимал участия в официальных турнирах и чемпионатах, хотя, наверное, мог без особого труда получить титул чемпиона мира или какое-нибудь другое престижное звание. Но это его не интересовало. Более того, он не имел в боевых искусствах никакой сте- пени и говорил, что "пояс - только свидетельство, без практического умения ничего не значит и пригоден лишь для поддержания штанов". Брик Ли продолжал свои занятия в школе JKD, но занятия в классе доверил Дэн Иносанто, а сам давал частные уроки. Среди учеников Брюса Ли были прекрасные бойцы: Ли Нарван, Стерлинг Силлифант, Стив Маккивй, Джеймс Коберн, Таки Кимура, Питер Чает и многие другие. После съемок на телевидении Брюс Ли периодически появлялся-как "приглашенная кинозвезда" на сериал таких фильмов, как "Длинная ули- ца", "Железный", "Блондин". Он сыграл роль в фильме "Марлоу" вместе с Джеймсом Гарне. Первые успехи Брюса Ли как актера связаны с фильмами, которые делались в Гонконге. И поездка на Восток в 1968 году оказалась триумфальной: его прекрасно знали и почитали здесь. В Гонконге в про- кате были фильмы, снятые до 1968 года. Телевидение показывало серии "Зеленого Шершня". Во время турне Брюс Ли выступал с частными беседами и комментариями, показывал свое искусство рукопашного боя. Восторгов публики было не занимать. После возвращения в США приглашения сыпались на Брика Ли со всех торон. В 1970 году Брюс Ли подписал контракт с Раймондом Чоу * из студии "Золотой Урожай". Первая серия под названием "Кулак ярости" побила все I рекорды в Гонконге и дала прибыль в 3,4 миллиона долларов. Эта картина в азиатском названии "Большой босс" бы- ла снята на Тайване, и затраты составили на 10ООО долларов меньше, чем затраты на учебный фильм, снятый специально для американской армии здесь же. Сюжет фильма прост: тема мщения, где события стремительно развиваются во второй половине. "Кулак ярости" последовал за "Китайс- кой связью", которая побила все рекорды. посещаемости и прибыли. Для китайцев мгновенные, как блики молнии, удары кулаков Брюса Ли - нале- во, направо - дали повод называть его человеком с тремя руина, В свою очередь друзья и знакомые Ли нередко называли его "человек с тремя но- гами" - в поединке мало кому удавалось блокировать его молниеносные удары. Во французском журнале "Бусидо", посвященном боевым искусствам, в специальном выпуске о Брюсе Ли приводился его послужной список - 597 побед из 602 боев. Если он верен, то смело можно утверждать, что эти пять боев он проиграл в юности - потом он уже, не имел поражений. Его, третий фильм "Путь Дракона" был сделан специально для китайской публи- ки. Брюс не хотел показывать этот фильм за пределами азиатского конти- нента. В интервью журналу "Файтинг Старз" он говорил, что этот фильм американцы не поймут. В фильме "Путь Дракона" Брик Ли выступает не только как исполнитель главной роли, Нои как сценарист и компаньон мистера Раймонда Чоу. Когда фильм перестали показывать в Гонконге, то подсчитанная прибыль от его проката составила 5,4 миллиона долларов, превысив прибыль от фильма "Звуки музыки" в'два раза. "Путь Дракона" -первый фильм Гонконгской компании, снятый в Европе. Любопытно, что голос Брюса Ли в первых трех сериях не слышен: все*объясняется тем, что фильм предназначался для многих стран, и поэтому актеры и Брик Ли только раскрывали рот, а за них говорили актеры дубляжа. После успехов на Востоке Брюс Ли стал сотрудничать с американскими режиссерами. Эти успехи круто изменили жизнь Брюса Ли. Он, его жена Линда и двое их де- тей стали занимать просторные апартаменты в районе, Кулвер Сити Лос-Анджелеса, в секции выходцев из Гонконга. Квартира Брюса Ли состо- яла из одиннадцати комнат и огромного гимнастического зала. Брюс ежед- невно проводил тренировки, чтобы постоянно быть в отличной спортивной форме. Из-за склонности к потере веса ему приходилось употреблять не- которые напитки с белковыми примесями и питаться по усиленному белко- вому рациону. Он сам готовил для себя специальные порошки с белковой смесью, сухим молоком, яйцами со скорлупой, орехами и растительным маслом. Пил также смесь апельсинового сока и китайских горных трав. Брюс Ли наслаждался славой и деньгами. Он купил себе роскошный "Мерседес-ЗД)" и заказал новый "Ройлс-Ройс" из Англии. Вместе с Лин- дой он коллекционировал предметы китайского искусства. Самой ценной коллекцией Брюса была его коллекция оружия и библиотека по боевым ис- кусствам. На Востоке все боевые искусства основываются на философии Чань-Буддизма (Дзэн в Японии), Даосизма и конфуцианства. То, что Брюс Ли знал и понимал философию Чань-Буддизма, не вызывает сомнения. Он часто показывал свое искусство вместе с рассказами анекдотов и забав- ных историй. Не будучи религиозным, Брюс Ли оставался глубоко духов- ным, гармонично развитым человеком. Когда он закончил сниматься в фильме "Путь Дракона" в Италии, он намеревался немного отдохнуть и за- тем начать работать над фильмом "Игра смерти". Однако, получив предло- жение от братьев Уорнеров, он принял участие в новой картине под наз- ванием "Приход Дракона", и фильм "Игра смерти" был отложен на некото- рое время. "Приход Дракона" был снят в Гонконге за десять недель, хотя планировалось отснять его за четыре; такая задержка объясняется не нудностями самой съемки, а методами, которыми пользовались американс- кие кинокомпании в Китае. Языковые проблемы оказались серьезным препятствием на пути создания фильмов, и только в апреле 1973 года этот сериал был закончен. В мае того же года, работая над дубляжом фильма, Брик Ли перенес сердечный приступ. После этого случая он направился в Лос-Анджелес, чтобы про- консультироваться с врачами. Опытные кардиологи, внимательно изучив Брика Ли, прописали ему дилантин - лекарство, которое в основном при- меняется против приступов эпилепсии. Вернувшись обратно в Гонконг, Брик Ли почувствовал себя лучше и с еще большей энергией принялся за работу над фильмом "Игра смерти" ("Игра со смертью"). 20 июля ; в пол- день Брюс Ли, продюсер Раймонд Чоу Я актриса Бэтти . Тинг Пей, которой была предложена роль в фильме, встретились в номере гостиницы (в рес- торане гостиницы, по другой версии) для обсуждения сценария перед тем, как увидеться с Джорджем Лазенби. Брюс пожаловался на головную боль, и Бэтти дала ему таблетку, снимающую головную боль (приготовленную по специальной рецептуре именно для нее). Уложив маэстро в постель номера гостиницы, Раймонд Чоу и Бэтти встретились с мистером Лазенби. Когда они вошли в номер гостиницы, то не смогли разбудить Брюса Ли. Испуган- ная Бэтти вызвала своего врача, однако и тот был бессилен. Брюс Ли умер. После вскрытия его тела, согласно заключения врачей было уста- новлено, что смерть наступила от паралича (опухоли головного мозга - по другой версии), вызванного повышенной чувствительностью к некоторым ингредиентам в таблетке от .головной боли. Медицина отметила это как крайне редкий случай. Относительно причины смерти ходило множество слухов. Были версии, будто он застрелился, принял чрезмерную дозу нар- котиков, был убит завистливым мастером кунгфу. Поговаривали, что стал жертвой мастера тайного искусства замедленной смерти Дим Мак. Утверж- дали даже, что он разбудил злых духов, злоупотребляя словом "смерть" в своих фильмах. Разумеется, это все домыслы. Случай, связанный со смертью Брюса Ли, до сих пор будоражит "горячие" головы, вызывая мно- гочисленные споры в среде поклонников и врагов. jj Целый отряд из нескольких сотен полицейских сдерживал почти двадца- титысячную толпу, собравшуюся перед домом, где покоилось тело леген- дарного Брюса Ли. В доме, разделяя * горе матери Брюса Ли, брата Пите- ра, жены Линды и двух * детей, находились сотни друзей и знакомых. Все в доме i било в духе старинных китайских традиций - плакальщики в бе- лом и оркестр, игравший "Олд Ланг Сейн", а на •отпевании перед алта- рем, где находилась большая фотография Брюса Ли, склоняли головы ки- нозвезды, режиссеры, продюсеры и многочисленные друзья и поклонники. Брюс*Ли* - Маленький Дракон - был похоронен в Сиэтле 30 июля 1973 го- да, причем похороны вылились в настоящую демонстрацию, на которой мо- лодые девушки давали обет безбрачия, и было даже несколько самоу- бийств. А на городском кладбище появилась плита с надписью на 244 анг- лийском и китайском языках: "Брюс Ли" Основатель Джит Куп Лохм Дома, в Гонконге, был создан музей, в котором и сегодня можно увидеть посмерт- ную маску Ли и его личные вещи. Брюс Ли умер... Но его неукротимый дух и воля живут в его фильмах и в его огромном вкладе в боевые искусства Востока. Говорят, что гений имеет бесконечную способность причинять страдания... Справедливо ли вышенаписанное по отношению к Брюсу? Суди- те сами, прочитав о том, как любил столь великий маэстро! Итак, мало- известные страницы из семейной жизни Брика и Линды Ли...
Первый раз Линда увидела Брюса весной 1963 года. В то время она училась в высшей Гарфнлдской школе в Сиэтле. Брюс, будучи тогда сту- дентом философского факультета университета имени Вашингтона, приходил в ее школу на лекции по философии Востока. Линда часто видела его иду- щим по коридору и обязательно с какой-нибудь девушкой. Ей говорили, что, начиная с пятнадцати лет, у Брюса никогда не было никаких затруд- нений в общении с девушками. В первый раз Линда заговорила с ним, ког- да подружка-китаянка (она брала у Брюса уроки кунгфу) однажды вечером пригласила ее с собой в его зал (додзе), находившийся в китайском квартале Сиэтла.Это было грязноватое, маленькое (не более чем 7х7 мет- ров) -помещение. Он называл этот зал "Джан Фэн Кунгфу институтом", по- тому что его китайское имя, данное матерью, было Ли Джан Фэн ( в пере- воде на английский "Возвращение в Сан-Франциско"). Позже Брюс начал давать уроки везде, где только мог лайти свободное место,- в гаражах, пустых домах, школьных спортивных залах... Осознав благоприятную перс- пективу для преподавания кунгфу в Америке (боевые искусства Востока только начинали преподавать), он решил организовать свой клуб (школу), планируя открыть целую сеть школ кунгфу в США. Позднее Брик понял несбыточность этой идеи, 'так как ни его мето- дика, ни философия, лежавшая в ее основе, не могли быть переданы пра- вильно и качественно такой большой массе учеников. Он даже не пытался рекламировать свой институт, и поэтому над дверью, ведущей в его зал, не было никаких знаков, -столь характерных для школ каратэ-до. Брюс всегда надеялся, что репутация его школы будет достаточно высока и людская молва, сделает все необходимое для ее популяризации. Он хотел учить только тех, кто, имея огромное желание постичь технику кунгфу, будет готов воспринять и философские идеи, заложенные в это искусство. Больше всего Линду в тот вечер поразило то, как работало его тело, те изумительные рефлексы, больше подходящие кошке, чем, человеку, его способность без каких-либо видимых усилий делать такие трудные упраж- нения, как, например, отжимание от пола только на больших пальцах рук. •; Она была совершенно ошеломлена увиденным! : После занятий все вмес- те шли куда-нибудь, чаще в кино или перекусить в кафе. В это же время Линда стала посещать подготовительный курс университета и, таким обра- зом, могла , чаще встречаться с Брюсом. Практически каждый день они сталкивались в студенческом клубе. В свободное время Линда всегда была в группе тех, кто постоянно повсюду следовал за ним. "Он был для всех своего рода гуру. Проводить время с Бриком всегда было интересно и ве- село. Любые темы становились предметом обсуждений, многие из которых были довольно сложными и серьезными",- вспоминает Линда Ли... "Из-за экстраординарных свойств Брюса наша совместная жизнь требовала от меня большой доли терпения и понимания. "Со мной тяжело жить, не так ли?" - сказал он мне однажды. У него было достаточно самых обычных недостат- ков. Так, например, у него был исключительно вспыльчивый характер, и я думаю, что ему очень повезло, что, будучи подростком, он стал изучать кунгфу, так как это дало ему возможность укрепить свой характер и одо- леть в какой-то степени свой бешеный темперамент. Как правило, при нормальных обстоятельствах ему удавалось сдерживать себя. Но если что-то выводило его из терпения, то он просто взрывался! Я помню, как однажды (мы еще только поженились), когда мы купили огромную, коро- левских размеров кровать, произошло следующее. Н"- много странно, но при всех своих способностях Брюс был практически беспомощен в обычных домашних делах, он совершенно не знал, а, возможно, и не пытался даже узнать" как работать тем или иным' инструментом. Любое слесарное дело было для него неразрешимой задачей, и если что-нибудь у нас выходило из строя, то мы просто звали кого-нибудь на помощь. Так вот, мы вдвоем пытались установить эту кровать. Несколько лет спустя мы вспоминали все наши усилия со смехом, но в тот момент было не до смеха. Как толь- ко нам удавалось собрать кровать с одной стороны, она тут же падала на пол с другой, и так до бесконечности. Терпение у Брюса лопнуло, он схватил лежащий рядом. огромный пружинный матрац и ударил его о стену с такой силой, что разрушил штукатурку. Стресс и напряжение временами приводили в полнейшее смятение все его исключительно темпераментное существо. До 23 октября 1963 года мы ни разу не были с Брюсом наедине. В тот день он пригласил меня во вращающийся ресторан "Спейс Нидл" (ог- ромное, похожее на иглу здание). Помню, как все это романтично выгля- дело, когда он предложил мне провести с ним вечер. Мы занимались кунг- фу около школы, он отразил мой удар, сбил меня на землю... И пригласил в ресторан. Я помню, что для меня было очень важно произвести на него хорошее впечатление, поэтому надела очень модное платье и пиджак. "Спейс Нидл" считался высококлассным рестораном в Сиэтле. У Брюса был "Форд" прошлогоднего (1962 г.) выпуска с множеством различных приспо- соблений. Брюс всегда ' был знаком с кем-нибудь из тех, .кто занимался автобизнесом, и эти люди .могли вмонтировать в салон все, что было нужно Брюсу* Брюс не любил надевать' костюмы, он ненавидел их, так как чувствовал себя в них скованно, но в тот день он был в модном костюме и фиолетовой рубашке. Это был очень романтичный вечер, все было изуми- тельно. Мы говорили о детстве и юности Брюса, мне было интересно уз- нать о нем как можно больше, потом о философии и психологии. В тот ве- чер он поделился со мной своими планами об организации целой сети школ кунгфу. Он 'уже переехал в другой зал - три тысячи квадратных фу- тов свободного пространства, практически целый этаж в административном здании. В зале было несколько необходимых для тренировки снарядов, а над входной дверью была эмблема школы. Ой уже тогда был* уверен в том, что, преподавая кунгфу, сможет зарабатывать себе на жизнь. Я была со- вершенно пленена его магнетизмом, той энергией, которая исходила от него, но тем не менее с полной .уверенностью сказать, что именно в тот момент я влюбилась в Брюса, не могу. Я склонна думать, что мало най- дется людей, кто по-настоящему влюбляется при первой встрече. В нашем же случае вся наша связь была постепенно развивающимся осознанным про- цессом, который продолжался всю нашу совместную жизнь. Теперь) когда вспоминаю первые свидания, понимаю, что наши различия в расе, культу- ре, воспитании, традициях и обычаях наших народов послужили тем инс- трументом, с помощью которого мы еще больше заинтересовались друг дру- гом и стали еще ближе. Моя девичья фамилия была Эмери (наполовину шведка), я была типичным представителем средних слоев Америки, в .мо- лодости посещала пресвитерианскую и баптистскую церкви. В семье Брюса 6се были католиками (за исключением его отца, который был буддистом), но в 'ТО время, когда мы с ним познакомились, он уже отвергал всякую религию, хотя все еще помнил "Аве Мария" и другие католические молит- вы. В итоге религия не являлась непреодолимым барьером для нашей пред- полагаемой женитьбы; то же самое можно сказать и о наших этнических и культурных различиях". совершенно не говорившими по-английски. "Сама Линда китайским владела посредственно. Практика в разговорной речи пришла позже. Брюс ждал сообщений от Дайзера. Он узнал от последнего - работа над готовящимся фильмом откладывается. Единственное, Дайзер об- надежил, что у него есть какие-то планы в отношении Брика. Семья вер- нулась из Гонконга в Сизгл в конце 1965 года, затем вновь жила у Джеймса Лив Окленде. Был март 1966 года, когда они в конце концов пе- реехали в Лос-Анджелес, поселившись в крошечной квартире на Вилшайр Боулевар. При всей исключительной природной нервозности, легкой возбу- димости, кипучей энергии, решимости преодолеть любые барьеры на своем пути - Брюс. в. целом оставался на удивление светлым, солнечным, нахо- дясь большее время в хорошем настроении. Для более полной картины ха- рактера Ли и его любви к семье целесообразно прочитать отрывки из пи- сем, полученных Линдой от Брюса со съемок фильма из Пак Чонга, Бангко- ка и других мест разлуки, открывающих свою ужасную картину, царившую там, и прочее: "Бангкок прекрасен, однако Пак Чонг - это нечто другое. Москиты ужасны, и тараканы повсюду. Главная причина, по которой так долго не писал,- отсутствие подходящих условий, а самое главное со мной произошел ужасно скверный случай! Когда мыл очень тонкий стакан, излишне сжал его в 'руке, и эта дьявольская штуковина сломалась. На глубокие порезы пришлось наложить десять швов. Не беспокойся, милая, я уверен, что через две-три недели все будет окей, хотя пока писать мне трудно (так же, как трудно принимать ванну и все остальное в этом ро- де). Сейчас получил своеобразное подтверждение тому, что мы скоро уви- димся,- дело в том, что-все хотят, чтобы я сделал короткий фильм o*eet Кипе Do", а за это они (компания) оплатят твой приезд сюда. Я пока не готов к этому фильму, но уверен в том, что они не будут на меня нажи- мать, так как, начиная со дня "сего приезда сюда, все, включая Шау и "Бразерс", постоянно названивают мне и Используют все средства, чтобы завладеть мною. 11 одном уже Совершенно уверен: теперь я - Суперзвез- да..." Брюс относился к тому типу мужчин, которые всегда привлекают к себе женщин - "геройский тип", он был человеком, в котором присутство- вали самые привлекательные черты Джеймса Бонда Шона О'Коннэри. Линде очень посчастливилось, что она вышла за него замуж. Брюс был исключи- тельно притягательной личностью. Конечно, она часто видела, как на ка- ких-либо публичных сборищах к нему подходили женщины и целовали его, надолго заключая в свои объятия: что поделаешь - это неотъемлемая часть шоу-бизнеса, то, что британцы, думаю, называют профессиональной общительностью. В такие моменты Линда никогда не испытывала чувства ревности, возможно потому, что придерживалась принципа - "Давай, да- вай, дорогая, однако домой он поедет со мной". В действительности она не думала об, этих проблемах так много и часто. Ее много больше волно- вали дела Брюса. Раз или два за их почти десятилетнее супружество они (по воспоминаниям Линды) обсуждали поведение мужчины, а именно супру- жескую верность. Брюс говорил, что если изменит Линде когда-нибудь с другой женщиной, то это случится спонтанно, что он никогда не будет планировать заранее или заводить себе любовницу, или что-то в этом ро- де; но уж если такое случится, добавлял он, все это будет не более чем одномоментным инцидентом, родившимся вследствие сложившихся обстоя- тельств. Он говорил далее, что если такое случится и Линда узнает, пуст* помнит, что это не должно иметь никакого значения. "Брюс был очень милым и задумчивым,- пишет Линда Ли,- когда говорил о том, как необходима я ему, как нужны ему дети". Он убеждал ее в том, что Линда - данное ему судьбой сокровище. "А неверность,- говорил он,- не может реально повлиять на супружество, мимолетное увлечение другой женщиной бессильно по отношению к такой фундаментальной вещи, какой является супружество". Линда сказала: "Да? Ты серьезно?" "Таковы мужчины",-.от- ветил он. У нее даже не было мысли, что Брюс был с ней недостаточно откровенен во время этой беседы. Для Линды было слишком очевидно, что Брюс действительно очень Заботился* о ней, детях, и поэтому все ос- тальное не могло иметь никакого значения. Однажды, имея в виду некото- рые известные им супружеские пары, в которых мужчины время от времени уходили к своим любовницам, а их покинутые жены в течение всех этих лет пребывали в жалком состоянии, бегая от одного к другому поделиться своим горем, ища сочувствия у окружающих, Линда сказала ему: "Если это когда-нибудь'произойдет между нами, то я мгновенно исчезну". Брюс был немного удивлен, услышав твердые, уверенные нотки в ее голосе. "На са- мом деле?" - спросил он немного разочарованно. "Будь уверен, я так и поступлю",- сказала Линда, и он почувствовал это. Конечно, порой труд- но остановить болтунов, можно лишь еще раз сказать, что если у Брюса и были с кем-либо близкие отношения, то Линда от этого никогда не стра- дала. Единственное, что интересовало ее, имело для нее значение боль- шее, чем то, что позволяет ли он обычным человеческим инстинктам одер- живать над собой верх, так это то, что семья для него является самой важной заботой. Брюс говорил об этом, как о вещи, глубоко пронизавшей его сердце, даже тогда, когда в их жизни были тяжелые времена, когда он находился под прессом целого ряда, проблем, и тогда, когда они с трудом сводили концы с концами, когда од повредил себе поясницу, а все будущее виделось ему в черном цвете. Они говорили и о том, насколько сильно Брюс нуждается в спокойствии, независимости, безопасности. Лин- да часто объясняла ему, что, возможно, намного легче будет достичь своих целей, если не беспокоиться за нее и детей. Однажды он сказал ей: "Не имеет значения, не важно то, как тяжело нам сейчас или какие тяжелые времена ждут нас в будущем. Знай, для меня самым важным в-жиз- ни является то, чтобы ты имей дети были всегда рядом со мной". Линда была уверена, что он на самом деле хотел этого. Кроме того, супружест- во должно было "сработать", так как их темпераменты-были прямо проти- воположными. Брюс был экстраординарное человеческое существо, полное жизненных сил, ужасный экстраверт, чувственный и влюбчивый, с трудом сдерживаю- щий возбуждение. Линда, напротив, тихая, уравновешенная. В семье почти всегда царила полная безопасности и спокойствия обстановка, в которой такой легко возбудимый человек, как Брюс, постоянно нуждался. Они до- полняли друг друга во всем. В конце концов, он должен был жениться на ком-либо, обладающем отличным от его собственного темпераментом. А ес- ли бы у них были одинаковые натуры?! "Прекрасно", в таком случае один убил бы другого, так как ни один из них не захотел бы покориться дру- гому. А кто жертва? Вряд ли Брюс! В последние два года его жизни он часто приходил из студии домой во взвинченном состоянии, бурно пережи- вая проблемы, возникающие во время работы. И по тому, как Брюс себя вел, как чувствовал, и то, как он говорил о том, что он хотел сделать и не сделал, сразу было понятно, насколько он выведен из себя. Он час- то вынужден был обращаться за помощью к телефону, с тем, чтобы выгово- риться с кем-нибудь, так как порой он был не в состоянии остаться один на один со своими переживаниями. Линда пыталась помочь ему обнаружить причину затруднений, и ей для этого было достаточно лишь связаться с нужным человеком. Порой Брик ужасно расстраивался, когда вдруг обнару- живал, что не в состоянии физически выполнить что-либо задуманное. Именно в это время его начинала мучить бессонница. Когда работал на студии и у него что-то не получалось, часто звонил домой и просил Лин- ду к нему приехать. "Я не думаю, что могла бы сделать для него что-ли- бо существенное, но, находясь рядом, действовала на него успокаиваю- ще",- вспоминала Линда. Безусловно, каждый из них делал все возможное для укрепления семейных отношений. Каждый выполнял свою роль так хоро- шо,, как только мог, и, возможно, они поражали друг друга-тем, что каждый из них делал для другого много больше, чем можно было предполо- жить в начале их супружеской жизни. Брюс любил повторять: "Я в этом мире появился не для того, чтобы удовлетворить твои надежды, и ты жи- вешь не для того, чтобы удовлетворить мои". И хотя Линда всегда верила в него, но тем не менее то, что он для нее сделал, намного .превышало самые сокр
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.